Схема тавкр адмирал кузнецов

Схема тавкр адмирал кузнецов

Немного истории

Перед началом швартовных испытаний ТАКР «Тбилиси», весной 1989 года, главным конструктором корабля стал Л.В.Белов, а на государственных испытаниях, которые проводились под руководством вице- адмирала А.М.Устьянцева, он был заместителем председателя Правительственной комиссии. В конце 1989 года на корабле состоялись совместные летно-конструкторские испытания авиационного вооружения. 1 ноября 1989 года на его полетную палубу, впервые в истории отечественного флота и авиации ВМФ, совершили первые посадки, а затем и взлеты с нее корабельные истребители Су-27К, МиГ-29К и учебно-тренировочный Су-25УТГ (летчики-испытатели В.Г.Пугачев, Т.О.Аубакиров, А.В.Крутов и И.В.Вотинцев). До завершения государственных испытаний корабля (25 декабря 1990 года) с него было выполнено более 300 полетов. Затем испытания самолетов продолжались на Черном море до конца 1991 года, после чего ТАКР (с 4 октября 1990 года «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») совершил переход к месту своего постоянного базирования на Северном флоте. ТАКР «Рига» получил новое наименование — гвардейский ТАКР «Варяг» (старый ракетный крейсер проекта 58 с этим историческим названием, в связи с окончанием срока службы, был исключен из состава Тихо-океанского флота, для которого предназначался новый ТАКР).

С ноября 1991 года ВМФ СССР (теперь — Российской Федерации), из-за общего сокращения военных расходов, приостановил платежи ПО «Черноморский судостроительный завод» (который ныне принадлежит Украине), необходимые для продолжения строительства ТАКР «Варяг» и АТАКР «Ульяновск». Результатом стало прекращение достройки «Варяга» (при готовности корабля около 65%) и строительства «Ульяновска», корпус которого, на три четверти уже сформированный на стапеле, в 1992 году разрезали на металл.

После ряда переговоров между правительственными делегациями России и Украины по вопросу достройки ТАКР «Варяг», которые не дали положительных результатов, он был исключен из списка ВМФ России и передан заводу-строителю в счет долгов Министерства обороны РФ. В начале 1996 года ПО «Черноморский судостроительный завод» подписало контракт с одной из английских фирм о продаже ей корпуса недостроенного «Варяга» на металлолом.

Изменившиеся в последние годы политические и экономические условия значительно осложнили и задержали освоение ТАКР (в ВМФ России — ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», укомплектование его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей для них. Только в 1993 году на Северный флот прибыли предназначенные для корабля самолеты, а в следующем — удалось подготовить (на арендованном у Украины наземном комплексе «Нитка») десять строевых корабельных летчиков. В конце августа они совершили свои первые посадки на ТАВКР, а в сентябре того же года корабль принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения. В день 50-летия Победы, 9 мая 1995 года, пятерка Су-27К из состава авиагруппы ТАВКР участвовала в юбилейном воздушном параде над Москвой. В конце сентября того же года «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вновь вышел в Баренцево море для отработки различных задач совместно с силами Северного флота. 14 октября на корабль была осуществлена 800-я посадка, ее совершил на самолете Су-25УТГ командир смешанной (самолеты, вертолеты) авиадивизии полковник Т.А.Апакидзе (для которого она оказалась сотой). Мужество и героизм при освоении новой техники были отмечены награждением группы первых корабельных летчиков ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Золотой Звездой Героя России.

Начало 1996 года, в котором отмечается 300-летие Российского флота, ознаменовалось значительным событием в истории отечественного ВМФ. Несмотря на сложное финансовое положение, в котором оказался наш флот, его командование успешно провело первый длительный поход в Средиземное море отряда боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ России в составе двенадцати кораблей и судов трех флотов во главе с ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» как модели авианосной многоцелевой группы (АМГ). Авиагруппа ТАВКР состояла из 15 самолетов Су-27К, одного Су-25УТГ и 11 вертолетов Ка-27.

На первом этапе похода — переходе в заданный район — отрабатывались задачи межтеатрового маневра АМГ. ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и сопровождавшие его эскадренный миноносец «Бесстрашный», танкер «Днестр» и буксир СБ-406 вышли из главной базы Северного флота в конце декабря 1995 года. На маршруте перехода к ним присоединились сторожевой корабль «Пылкий» и танкер «Олекма» Балтийского флота. Экипажи кораблей и судов отряда отрабатывали в Атлантике элементы совместного плавания, командованием похода проводились учения с применением корабельной авиации в целях истребительного прикрытия и ближней ПЛО АМГ, организации поиска иностранных подводных лодок и слежения за ними; обнаружения, наблюдения и слежения за авианосными ударными группировками ВМС НАТО; выполнялись ракетные и артиллерийские стрельбы. Буксир из Бискайского залива вернулся в базу, танкер «Олекма» находился в составе отряда до Гибралтара. Через 10 суток похода, пройдя около 4000 миль, АМГ прошла Гибралтарским проливом в Средиземное море. После встречи с танкером «Иван Бубнов» и буксиром «Шахтер» Черноморского флота корабли и суда АМГ приступили к выполнению задач второго этапа, на котором основное внимание уделялось совершенствованию управления силами группы, повышению ее боевой устойчивости и проведению интенсивной боевой подготовки корабельной авиации в благоприятных погодных условиях. Самолетами было совершено более 400 полетов, вертолетами — около семисот. Демонстрация (после трехлетнего перерыва) российского флага в зоне исторических интересов нашей страны и особенно присутствие там корабельной авиации, а также интенсивная боевая подготовка кораблей АМГ с проведением тактических учений, полетов авиации и боевых стрельб в течение всего похода вызвали повышенный интерес со стороны военных командований стран НАТО и Средиземноморского бассейна, способствовали установлению их контактов с кораблями ВМФ России как с равными партнерами.

В начале похода ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» посетил министр обороны Норвегии, у берегов Туниса — командующий 6-м флотом ВМС США. Группа адмиралов и офицеров была приглашена на многоцелевой авианосец «Америка», пришедший для встречи с российскими кораблями из района своего боевого патрулирования в Адриатическом море. Там наши летчики В.Г.Пугачев и Т.А.Апакидзе приняли участие в полетах с авианосца в качестве членов экипажей американских самолетов F-14 «Томкэт» и С-ЗА «Викинг».

В феврале АМГ посетила порт Тартус Сирийской Арабской Республики.

Поход ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и других кораблей ВМФ Российской Федерации в Средиземное море в значительной степени повысил международный авторитет нашей державы, послужил возрождению традиционных дружественных отношений с ВМС стран Средиземноморья и установлению новых контактов. На заключительном этапе похода, в конце марта 1996 года, на Северном флоте были проведены командно-штабные учения с участием .возвратившейся из Средиземного моря АМГ с целью проверить реальную боеготовность сил флота. В них приняли участие более 40 кораблей и подводных лодок, около 50 самолетов и вертолетов. На этих учениях АМГ успешно отразила налет морской ракетоносной авиации, подтвердив реальность повышения боевой устойчивости группировки отечественных кораблей в морской и океанской зоне в полтора—два раза при наличии в их составе ТАВКР типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Как и подледный поход тяжелого ракетного подводного крейсера типа «Акула» летом 1995 года к Северному полюсу, с пуском в том районе баллистической ракеты, первая боевая служба ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» подтвердила, что Россия может и должна вступить в третье тысячелетие мировой истории и четвертый век своего регулярного флота, оставаясь великой морской державой.


Боевое применение

Российский авианосец целиком и полностью разделил нелегкую судьбу, постигшую нашу страну и ее Военно-морской флот на рубеже тысячелетий. Заря над ним несколько раз сменялась мраком неизвестности и почти безысходности. Так же, впрочем, как и у большей части граждан великой и огромной некогда страны, потерявшей в одночасье свое былое могущество.

ТАВКРу пришлось поменять свое имя, причем трижды. Сначала он был наречен "Ригой", после смерти "вечного" генсека он стал "Леонидом Брежневым", затем - "Тбилиси" и только после получил то имя, которое и носит с гордостью сегодня.

Пришлось досрочно сменить кораблю и причал Севастополя на далекий и холодный Север. Из города же русской морской славы российский корабль фактически вынужден был в спешке удирать, дабы не разделить судьбу первого отечественного атомного авианосца "Ульяновск". Того разобрали на металл. Или судьбу своего собрата с гордым именем "Варяг", который после продажи самостийной Украиной на металлолом за границу сел в Средиземном море на мель и долго не хотел с нее сходить. Корабль будто не желал сдаваться и уходить умирать на чужбину.

Любопытно, что ряд боевых кораблей бывшего советского ВМФ, проданных на слом за границу, до места назначения так и не дошли, затонув на переходе морем. Что было причиной тому? Почему корабли вдруг набирали в себя воду и камнем шли на дно? Доподлинно это уже не установить. Может, дала себя знать "усталость" металла, а может быть, и кто-то из бывших членов команд кораблей помог ставшим ненужными стране "стальным бойцам" достойно уйти из жизни. Да и какая, по сути, разница. Только вот многие офицеры, проходившие ранее службу на проданном затем за кордон корабле, искренне радовались, узнавая, что их родная "коробочка" не сдавалась. Почти как легендарные "Варяг" и "Кореец"...

"Кузя"

Слава Богу, что "Кузю", как его ласково называют на флоте, подобная участь обошла стороной. И он во многом благодаря тогдашнему командующему Черноморским флотом адмиралу Игорю Касатонову остался и до сих пор находится в строю.

Сегодня "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - единственный авианесущий крейсер в составе российского ВМФ. Причем этот крейсер можно с полным основанием считать полноценным авианосцем. Не таким, конечно же, как американские атомные гиганты типа "Нимиц", но вполне равным по боевому потенциалу, например, новейшему французскому атомному авианосцу "Шарль де Голль". А по численности корабельной авиагруппы наш "Кузнецов" имеет даже превосходство: 52 летательных аппарата против 40 - у француза.
Российский ТАВКР обладает мощным ракетным вооружением:
 -12 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных ракет "Гранит", которые используют в залповой стрельбе принцип "волчьей стаи", не оставляя никакого шанса противнику;
 -четыре батареи ЗРК "Кинжал" по шесть установок вертикального пуска в каждой при общем боезапасе 192 ракеты (это - первые в мире ракеты, в которых реализован холодный вертикальный старт из подпалубной пусковой установки);
 -две пусковые установки комплекса противоторпедной защиты "Удав" по 10 направляющих в каждой.
 Кроме того, на "Кузнецове" установлены шесть 30-мм артустановок АК-630М, прозванных за свою потрясающую скорострельность "металлорезками", и восемь боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик". Каждый из модулей включает в себя две "металлорезки" и восемь пусковых контейнеров с высокоскоростными ЗУР (а общий боезапас патронов и ракет просто огромен).

Хотя, с другой стороны, необходимость размещения такого мощного, в том числе и чисто ударного, вооружения на ТАВКРе многими военно-морскими экспертами оспаривается. Ведь авианосец - это в конечном счете "плавучий аэродром", основная задача которого - "возить" авиагруппу и обеспечивать взлет и посадку самолетов и вертолетов. Видимо, все дело заключается в том, что подавляющее большинство высших лиц нашего государства никогда не считали полноценные авианосцы такой уж необходимой вещью, отводя им роль больше противолодочного средства или, в крайнем случае, непосредственного авиационного прикрытия своих кораблей в море. О том же, чтобы использовать их для нанесения мощных ударов по суше, и в мыслях даже не было. Приводился такой аргумент: "Авианосцы - это оружие агрессии, а Советский Союз выступает за мир". Вот те на! Видать, про необходимость иметь "бронепоезд на запасном пути" забывали.

С другой стороны, трудно было найти нашему руководству средства, необходимые на постройку настоящих авианосцев, когда большая часть флотского бюджета уходила на атомный подводный океанский ракетно-ядерный флот, и т. п.

Первым делом - самолеты

Но главным достоинством российского авианосца является его авиагруппа. В ее составе находятся поистине уникальные самолеты и вертолеты. Прежде всего это Су-33 - единственный в мире тяжелый истребитель, который может садиться на корабль и взлетать с него без катапульт, что называется, "на своих двоих" (в смысле двигателях).

В 1996 году "Кузнецов" находился в дальнем походе в Средиземке, где отряд российских кораблей тесно взаимодействовал с американской авианосной группой. При этом американцы во главе с командующим 6-м флотом США вице-адмиралом Дональдом Пиллингом по приглашению руководившего походом адмирала Игоря Касатонова посетили российский ТАВКР.

Присутствовавшие при таком уникальном и ранее совершенно немыслимом событии офицеры потом рассказывали мне, какое неподдельное восхищение у наших бывших противников вызвали "сушки". Они долго не могли поверить, что эта многотонная стальная птица с полным боекомплектом взлетает с достаточно короткой, по американским меркам, палубы безо всяких там катапульт. Да, трамплин, конечно, помогает. Но... Когда же американцам разрешили посидеть в кабине нашего истребителя - они стали восторгаться, словно дети, нашедшие под новогодней елкой желанные подарки. Но еще больше радовались российские адмиралы: заткнули-таки заносчивых янки за пояс!

А ведь кроме Су-33 на "Кузнецове" могут базироваться и Су-25УТГ, и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31 (тоже, между прочим, уникальная машина - ни у кого в мире больше нет "вертолетного" АВАКСа, способного базироваться даже на эсминцах или фрегатах), и еще несколько типов вертолетов. Могут на нашем корабле "жить" и палубные истребители другой марки - МиГ-29К, которыми будет вооружен модернизируемый сейчас "Горшков", когда войдет в состав индийского флота.

А дальше...

Сегодня наш флот оказался в состоянии направить авианосец в Атлантику, где летчики единственного в России корабельного истребительного авиаполка поднимают в небо грозные Су-33, показывая всем, что порох у нас в пороховницах еще не отсырел. Но жить сегодняшним днем - недальновидно. Надо стремиться заглядывать и в будущее. А вот будущее отечественного авианосного флота пока достаточно туманно.

Вопрос о кораблях данного класса - это больной вопрос нашего государства на протяжении уже более чем полувека. Реально же никаких подвижек здесь в последние годы не было, нет и, скорее всего, не будет. Давайте смотреть правде в глаза: в ближайшей (а то и среднесрочной) перспективе, т. е. в период до 2009 г. как минимум, наша страна будет не в состоянии позволить себе такую роскошь, как авианосцы, даже легкие.

Подтверждением тому являются и заявления командования ВМФ России, озвученные после заседания Морской коллегии, проведенной в июле сего года в Архангельске. По словам российских флотоводцев, до 2010 года не стоит ожидать начала строительства каких-либо авианосцев, а все средства будут направлены на обеспечение своевременного ремонта нынешнего корабельного состава и начало серийного строительства кораблей классов корвет, фрегат и эсминец.

В чем же заключается основная причина переноса строительства новых российских авианосцев? Как это ни печально - в отсутствии в военном бюджете необходимых средств. При этом различные межведомственные разногласия и недопонимание политиками роли авианосного флота в обеспечении национальных интересов отходят даже на второй план. Деньги решают все. Есть они - будут и авианосцы, нет финансовых средств - за эту программу даже не стоит и браться.

Почем мануфактурка?

К большому сожалению, сегодня у российского оборонного бюджета не хватит никаких силенок потянуть программу проектирования и серийного (да-да, серийного, а иначе из-за одного корабля и огород городить не стоит) строительства полноценного авианосца, а не его эрзац-варианта.

За примерами далеко ходить не надо - возьмем ту же Францию, которая не беднее нас. Первоначальные планы французских ВМС предусматривали постройку не менее двух атомных авианосцев, чтобы безболезненно для боевого потенциала флота списать котлотурбинные "Клемансо" и "Фош". Однако после подсчета всех расходов на строительство головного АВМА "Шарль де Голль" руки у французских военных финансистов и правительственных чиновников задрожали... Сумма оказалась почти на треть больше запланированной! Улыбка, появившаяся было у французов после спуска атомохода на воду, быстро превратилась в кислую мину - от второго корпуса пришлось отказаться.

У других держав корабли такого класса тоже недешево стоят. Например, ориентировочная стоимость двух перспективных британских авианосцев с обычной ГЭУ достигает 3,1 млрд. фунтов, а последние американские атомные авианосцы вместе с авиагруппой обходятся налогоплательщику в более чем 5 млрд. долл.! Ясно, что у России на данном историческом этапе даже половины от такой астрономической суммы не наберется. Остается надеяться, что сработает заявленное увеличение ВВП в два раза.

После анализа вышеприведенных и некоторых других фактов невольно приходишь к заключению, что в среднесрочной перспективе "Кузнецову" придется одному отстаивать честь российского авианосного флота, не позволяя нашим "палубникам" растерять мастерство, и ждать подхода свежих сил. Будем надеяться, что они все-таки подойдут своевременно.

Источники
http://army.lv/ru/admiral-kuznetsov/111/1361