Схема подключения лебедки т макс

Схема подключения лебедки т макс

Лебедка стоит на Джимнике уже лет пять, научил меня плохому известный в узких джимниводских кругах Рома Sprinter. Но пост мой не об этом. Про то, куда и как водрузить лебедку в Джимни написано тысячи страниц. Пост посвящен другой проблеме, а именно подключению лебедки к бортовой электросети автомобиля.


Сначала было всё просто. Штатный T-MAX’овский блок соленоидов, засандаленный Ромой на место бачка омывателя. На блоке провода короткие, поэтому они были наращены с помощью винтовых клемм и замотаны изолентой. Рядом с аккумулятором был прицеплен обычный флажковый размыкатель плюса. Тоже болты и изолента. Работала такая инсталляция конечно, но как-то не комильфо. «Не аккуратненько»©

Затем с Евгением Oldblinddog’ом произошел казус с наматыванием Патруля на барабан T-MAX 12500. Подумалось, что до флажка под капотом, случись что, бежать долго. Ключ от флажка вечно теряется, да и для того чтобы пользоваться лебедкой надо делать кучу действий: открой капот, воткни флажок, прицепи пульт к блоку, приопусти капот (чтоб видеть что-то). Отлебедился — в обратном порядке. Ужас… Решил блок доработать — вывести управление лебедкой в салон и сделать дистанционный размыкатель плюса. Был куплен Warn’овский четырехконтактный соленоид и кнопочки. Заводской блок соленоидов вскрыл и доработал по схеме. В салоне появились всякие ништяки:

Красный тумблер управлял размыкателем. Его подсветка включалась вместе с включением габаритных огней.  Правая качель с красной табличкой включала смотку-размотку. Подсветка включалась только при подаче питания на блок соленоидов, что служило индикатором работоспособности размыкателя.  Сам размыкатель расположился с помощью колхозного кронштейна на аккумуляторной батарее.

Подключено все было по следующей схеме:

Прошло несколько лет. Вся система работала безотказно. Чёрт меня дернул заглянуть внутрь корпуса блока соленоидов. Там оказалось полно воды и грязи — блок соленоидов T-Max оказался совсем не герметичным и отказ был лишь вопросом времени.

Подумалось, а не запихнуть ли всё содержимое китайской коробки в нормальный герметичный корпус, заодно и заменить провода на более правильные? Сказано — сделано. Купил корпус, клеммы, гермовводы. Пару дней в гараже и под капотом следующая картина:

На корпус вывел два разъема. Один для жгута проводки в салон на кнопки, второй — резервный, для штатного пульта T-Max (избавился от ужасающего штатного).

Получилось неплохо. Провода легли достаточно удобно и почти ничего не мешали обслуживать.

Радовался устойчивой работе я не очень долго. Осенью 2013 года поехали мы с друзьями в Костромскую область покуролесить по достаточно сложному маршруту.  Некоторые участки проходились только на лебедке. Лебедились много и подолгу. Как назло, в жутчайшей колее, превосходившей возможности Джимника, лебедка вдруг отказалась работать. Все грязные, уставшие, голодные. Начинало темнеть.  Что делать? Полез под капот. Запах паленого сразу выявил проблему — сгорел блок соленоидов. Вроде — фигня. Решил закорачивать лебедку напрямую с помощью толстой перемычки. И вот тут-то и вылез стратегический просчет. Напрямую на моторе лебедки закоротить не получится. Клеммы крайне неудобно расположены, да и перемычка только одна. Нужно вытаскивать кабели из блока соленоидов.  А вот вытащить их — целая история. Провозился больше часа. Холодно, сыро, по колено в хлюпающей жиже. В общем совсем не располагает такая атмосфера к электромонтажным работам. Друзья успели разбить лагерь — стало понятно, что на сегодня наше путешествие заканчивается.

Провода в конце-концов извлек. Прицепил флажковый размыкатель к перемычке и в дальнейшем запускал лебедку поворотом флажка.

Какой из всего этого вынесен урок? Такой, что все эти гламурные блоки соленоидов, гермовводы, корпуса, все это только для лайтового туризма. Не бывает вечно работающих компонентов. Всё ломается. Причем законы Мерфи никто не отменял. Поломка случится именно в тот момент, когда её ликвидация потребует наибольшего количества усилий. Поэтому всё оборудование в машине должно быть легко ремонтопригодным прежде всего, а уже потом красота, удобство и т.п.

Как добиться ремонтопригодности от такого узла как лебедочный блок соленоидов? Да не запихивать его ни в какой корпус. Он должен стоять открытым, на него должны быть заведены клеммы лебедочных проводов и всё. Сломался? А он обязательно сломается. Взял из ЗИПа второй и за 10 минут поменял. Всё).

Так и решил делать. Один знакомый подсказал удачное место для расположение соленоидов в Джимнике. Если снять бачок системы рециркуляции паров бензина, который в общем-то мало кому нужен, то рядом с лебедкой сразу образуется достаточное количество места для установки блока. И длина проводов получается минимальна, и очень легко до этого места добраться, и не закрывает никакие узлы автомобиля.

На месте снятого кронштейна упомянутого бачка было решено и устраивать крепление блока соленоидов.

Что  же туда можно закрепить? Купил универсальный контактор на 400А.

Также в связи с начавшимся изредка залипанием Warn’овского соленоида, решил заменить и размыкатель.

Надоумили попробовать реле Gruner 750H.

Сказать по правде, не очень оно мне нравится. Много всяких НО возникает при его эксплуатации — необходимо использовать изоляторы, открытые клеммы, дурацкая схема включения-выключения кратковременным импульсом на нужные контакты.  Перепутал полярность — реле сгорает. Передержал кнопку включения больше чем надо — реле сгорает. Да еще и разъем на нем специфический. «Подходит» какой-то ВАЗовский. Но подходит именно что в кавычках — не фиксируется на корпусе и пропускает воду. Подкупила только компактность. Эксплуатация покажет имеет ли реле право на жизнь или нет.

Как крепить всё это хозяйство? Нужен кронштейн. Чтобы сделать кронштейн, решил заняться извращениями…

Перечитывал по необходимости своё резюме, которое составлял несколько лет назад. Чего я там только не написал про себя — столько всего оказывается знаю. Чтобы доказать себе, что я хотя бы что-то из написанного умею, решил вспомнить былое и сделать всё по-взрослому. Смоделировал все составные части на компьютере:

Сделал необходимые чертежи даже:

Потом создал прототип … из картона. Примерил по месту.

Взял карманный станок с ЧПУ, полкило плутония и ускоритель заряженных частиц. Лихо вырезал лазером детальки из стали. После сварки получил почти готовое изделие.

Цвет должен быть ярким. Иначе какой же это тюнинг?

Сделал обвязку.

Помните? Система должна быть ремонтопригодной. А значит — автономной. Никаких перемычечек, проводочков, ведущих черт знает куда — берем 6-контактный герморазъем и от него уводим жгут в салон. Сразу на кнопки.

Готово. Схема подключение проста и примитивна.

Устанавливаем и подключаем лебедку.

Вот такая штука получилась. Хорошее это решение или плохое, пока рано говорить. Посмотрим!

P.S. Так как плутония взял с избытком, то и деталек получилось много. Кому захочется сделать так же, обращайтесь к Oldblinddog’у. У него их как гуталина….

(4468 просмотров)